Введите свое ключевое слово

Ереванско-Армянская епархия

Ереванско-Армянская епархия Русской Православной Церкви была образована решением Священного Синода от 15 октября 2021 г. (журнал № 92) в пределах Республики Армения. Епархиальному архиерею Священный Синод постановил иметь титул «Ереванский и Армянский» с кафедрой в г. Ереване. Устав епархии утверждён решением Священного Синода от 13 октября 2022 г. (журнал № 113).

На территории Ереванско-Армянской епархии действует Ереванское благочиние, в состав которого включены города Ереван, Гюмри (Ширакская область), Ванадзор (Лорийская область) и село Димитров (Араратская область).

Действующих храмов Русской Православной Церкви в Армении – 8:
в том числе 5 приходских, 1 монастырский и 2 воинских храма:

  1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы города Еревана
  2. Храм Воздвижения Креста Господня города Еревана
  3. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (ранее – храм святителя Николая Чудотворца) города Ванадзора
  4. Храм-часовня святого Архангела Михаила (по старой государственной регистрации – святителя Николая Чудотворца) города Гюмри
  5. Храм святой мученицы царицы Александры Римской города Гюмри (при российской 102-й ордена Александра Невского военной базе в городе Гюмри)
  6. Домовый храм блаженной Матроны Московской города Гюмри (при российской 102-й ордена Александра Невского военной базе)
  7. Домовый храм Успения Пресвятой Богородицы (при монастырской общине Покрова Пресвятой Богородицы города Еревана)
  8. Храм святых мучеников Кирика и Иулитты села Димитров

В Ереванско-Армянской епархии 8 клириков.

История епархии

История Русской Православной Церкви в древней стране Армянской насчитывает уже несколько столетий. После присоединения Картли-Кахетинского царства к России (1801 год), а также в результате русско-персидских (1804-1813 и 1826-1828 годов) и русско-турецкой (1877—1878 годов) кровопролитных войн значительная часть Восточной Армении вошла в состав Российской империи. В освобождённых от персидского и турецкого ига армянских землях постепенно стала увеличиваться численность православного населения: российские военные поселенцы, казаки, понтийские греки, ассирийцы, а позже – крестьяне из разных областей империи. С появлением значительного числа православных переселенцев и основанием русских военных поселений на территории Восточной Армении стали создаваться и приходы Российской Православной Церкви. Постепенно во многих городах и сёлах были построены православные храмы, часовни и молитвенные дома. Кроме русских приходов, были образованы также церковные общины и созданы храмы для православных армян, греков и ассирийцев. При содействии российского «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» были построены и отреставрированы храмы для ассирийцев из Урмии, принявших в Армении Православие.

Епархия

Епархиальные приходские общины входили в Грузинский Экзархат Православной Российской Церкви, а воинские приходы подчинялись духовному правлению при протопресвитере военного и морского духовенства. Согласно сохранившимся данным, на территории современной Республики Армения в царское время действовали не менее 45 православных приходов: как епархиальных, так и воинских (общее число приходов Российской Православной Церкви на территории исторической Армении было не менее 140). Возрождалась также и монашеская жизнь. В начале XX века в Ахтальском Свято-Успенском мужском монастыре было уже более 30 насельников. В Средневековье этот монастырь, основанный в конце XII века, назывался Пхиндзаанк и являлся главным духовно-просветительским центром православных армян (халкидонитов) во времена княжества Захарянов. С течением времени в связи с увеличением количества православных приходов возникла необходимость в учреждении в 1912 году Святейшим Правительствующим Синодом Православной Российской Церкви Эриванского викариатства в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинского Экзархата. Первым епископом Эриванским 13 декабря 1912 года стал Преосвященный Пимен (Пегов), бывший до этого Бакинским викарием. С 12 февраля 1915 года до 24 марта 1916 года Эриванским викариатством управлял перешедший из Казанской епархии викарный епископ Чебоксарский Леонтий (фон Вимпфен). 26 апреля 1916 года в тифлисском кафедральном Сионском соборе на Эриванскую кафедру был хиротонисан ректор Кишинёвской духовной семинарии архимандрит Дамиан (Говоров), который 7 июля 1917 года стал епископом Петровским, викарием Саратовской епархии. В марте 1917 года по причине провозглашения автокефалии Грузинской Православной Церкви Грузинский Экзархат Российской Православной Церкви был упразднён. 10 июля 1917 года для русских и других негрузинских православных приходов Закавказья был учреждён Кавказский Экзархат, в юрисдикцию которого вошло и Эриванское викариатство (возможно, как епархия). А после упразднения Кавказского Экзархата (21 февраля 1920 года) Эриванское викариатство, возможно, было также упразднено. В августе 1923 года Высшее Церковное Управление под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона приняло решение ставропольского епископа, будущего священномученика Димитрия (Добросердова) «назначить епископом Бакинским с поручением ему ведения всех русских православных церквей Закавказья». Однако исполнить это поручение владыка Димитрий не смог, так как 26 сентября того же года был назначен викарием Тамбовской епархии. Есть предположение, что в 20-х годах XX века Эриванское викариатство, возможно, было восстановлено в качестве епархии. Известно, что 30 ноября 1924 года святителем Тихоном (Беллавиным) в сослужении будущего священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, в Преображенском храме в Каретном ряду города Москвы во епископа Эриванского был рукоположен архимандрит Антоний (Романовский), бывший благочинный русских монастырей в Грузии. Епископ Эриванский Антоний одновременно был назначен управляющим Сухумской епархией. В январе 1927 года Преосвященный епископ Антоний был арестован. С 23 ноября 1928 года по 3 апреля 1930 года Эриванской и Сухумской епархиями управлял Бакинский Преосвященный Серафим (Протопопов).

Епархия

В 1943 году было восстановлено прерванное с 1917 года евхаристическое общение между Русской и Грузинской Православными Церквами по причине одностороннего провозглашения последней своей автокефалии. 19 ноября 1943 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Сергия (Страгородского) вынес следующее определение: «…просить Святейшего Патриарха, Католикоса Грузии… принимать к своему разрешению церковные дела и православных русских приходов, находящихся в Армении, которые хотя и проживают вне пределов Грузинской ССР, но по дальности расстояния и другим подобным внешним причинам затрудняются обратиться к подлежащей русской церковной власти»(Журнал Московской Патриархии. 1944. № 3. С. 7, 10). После этого синодального решения в советское время духовное окормление православных христиан Армении совершали русскоязычные священники Грузинской Православной Церкви. Из них наиболее известен преподобный Зиновий (Мажуга), которого 30 ноября 1955 года Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек III назначил благочинным находившихся в юрисдикции Грузинской Православной Церкви русских приходов в Картли, Кахетии и Армении (впоследствии прп. Зиновий стал епископом Степанаванским, а в дальнейшем – митрополитом Тетрицкаройским Грузинской Православной Церкви). В 1945-1947 годах он в сане игумена служил в храме святителя Николая Чудотворца в селе Киров (ранее село называлось Николаевка; современное название – Амракиц; находится в Лорийской области Армении недалеко от города Степанавана). Следует отметить, что Николаевский храм в течение десятилетий оставался почти единственным действующим православным храмом Армянской ССР. Храм действовал до разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года. Многие годы в этом храме служил клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Григорий Щукин (†1986). Для духовного окормления православных христиан иногда приезжали священнослужители также из соседней Грузии. Во времена безбожной власти большинство русских православных храмов, построенных в царское время в Армении,  не сохранилось. Многие из них были разрушены, поруганы, а другие пребывают в полуразрушенном или заброшенном состоянии. 

Первый приход Московского Патриархата в Армении был открыт в 1989 году в селе Димитров Араратской области, населённом ассирийцами. Настоятелем храма мучеников Кирика и Иулитты, построенного в 1835 году, стал иеромонах Макарий (Оганесян). Воссозданная приходская община, как в дальнейшем и другие русские православные приходы в Армении, стала относиться к Краснодарской и Кубанской епархии (после 26.02.1994 – Краснодарской и Новороссийской, с 3.04.2001 – Екатеринодарской и Кубанской, а с 12.03.2013 – Екатеринодарской епархии в составе Кубанской митрополии) Московского Патриархата. В сентябре 1991 года русской православной общине города Еревана было возвращено отнятое большевиками в 1923 году бывшее здание канакерского Покровского храма 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска, которое советские власти превратили в кинотеатр и дом культуры. Во время безбожной власти были разрушены и главные православные соборы Еревана: Покровский (находился на территории бывшей Эриванской крепости) и Николаевский (разрушен в 1926 году; на его месте коммунисты построили памятник революционеру Ст. Шаумяну). После возобновления богослужений Покровский храм в районе Канакер армянской столицы стал главным храмом Русской Православной Церкви в Республике Армения. Настоятелем вновь открытого храма стал иеромонах Макарий (Оганесян). После отъезда отца Макария в Польшу в 1992-2004 годах приход окормлял протоиерей Владимир Глазачев, который много потрудился для возрождения и устроения приходской жизни на армянской земле. В 1993 году указом архиепископа Краснодарского и Кубанского Исидора (Кириченко) отец Владимир был назначен настоятелем всех приходов Московского Патриархата в Армении. С 2004 года обязанности настоятеля исполняет протоиерей Арсений Григорянц. Его стараниями были совершены основательный ремонт и благоукрашение Покровского храма и монастырского здания. В 2004 году были восстановлены купол и колокольня храма, сооружена часовня с памятным крестом «Воинству Святой Руси», а также благоустроена прилегающая территория. В дальнейшем была сооружена также домовая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы для насельниц Покровской монашеской общины и построен двухэтажный приходской дом (в 2012 году). Чин Великого освящения Покровского храма в день памяти священномученика Григория, просветителя Великой Армении, 13 октября 2012 года совершил епископ Ейский Герман (Камалов), бывший викарий Екатеринодарской и Кубанской епархии (ныне епископ Сочинский и Туапсинский).

По решению Священного Синода от 26 февраля 1994 года из состава Краснодарской и Кубанской епархии была выделена её часть в отдельную Майкопскую и Армавирскую епархию под управлением архиепископа Александра (Тимофеева). Поэтому приходы Московского Патриархата в Армении до 28 декабря 2000 года также входили в состав Майкопской и Армавирской епархии. 17 июля 1995 года Майкопскую и Армавирскую епархию возглавил епископ Филарет (Карагодин), который управлял также приходами Русской Православной Церкви в Армении. 28 декабря 2000 года приходы Московского Патриархата в Армении были возвращены Краснодарской епархии под управлением митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (Кириченко). 20 января 2002 года действующие русские православные приходы в Ереване, Ванадзоре, Гюмри и селе Димитров вошли в состав новообразованного Ереванского благочиния Екатеринодарской и Кубанской епархии. В 2010 году было учреждено также Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Армении. В состав подворья были включены: храм мученицы Александры, часовня Архангела Михаила на «Холме Чести» и Богоявленский храм (известный также как храм святителя Арсения Сербского) на «Казачьем посту» в городе Гюмри.  Настоятелем подворья в 2010-2018 годах был помощник командира по работе с верующими военнослужащими 102-ой российской военной базы в Гюмри архимандрит Андрей (Вац) (†2021), стараниями которого возобновились православные богослужения в гюмрийских храмах.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал №116) было образовано Патриаршее благочиние в составе приходов РПЦ, находящихся в Республике Армения. Управляющим Патриаршим благочинием был назначен епископ Владикавказский и Аланский Леонид (Горбачёв) с сохранением за ним управления Владикавказской епархией.

7 октября 2017 года владыка Леонид совершил чин Великого освящения новопостроенного храма Воздвижения Креста Господня города Еревана. Это первый русский православный храм, заложенный и построенный в независимой Армении.

15 октября 2021 года определением Священного Синода (журнал №92) в пределах Республики Армении была учреждена Ереванско-Армянская епархия. Епархиальному архиерею Синод постановил иметь титул «Ереванский и Армянский» с кафедрой в городе Ереване. В связи с образованием Ереванско-Армянской епархии Патриаршее благочиние приходов РПЦ в Республике Армения было упразднено. Первым Преосвященным Ереванским и Армянским был назначен архиепископ Клинский Леонид (Горбачёв). Устав епархии был утверждён решением Священного Синода от 13 октября 2022 года (журнал №113), в день памяти священномученика Григория, просветителя Великой Армении. 27 декабря 2023 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил (журнал №129) митрополита Клинского Леонида почислить на покой, а временное управление Ереванско-Армянской епархией поручить архиепископу Подольскому и Люберецкому Аксию (Лобову). 11 февраля 2024 года решением новосозданного Епархиального совета под председательством архиепископа Подольского и Люберецкого Аксия, временно управляющего Ереванско-Армянской епархией, было образовано Ереванское благочиние, в состав которого вошли приходские общины Еревана, Ванадзора, Гюмри  и села Димитров Араратской области.